В Одессе и сегодня стоит немало зданий, построенных в хрущевские времена. Даже в советское время их называли «хрущобами», и престиж этих зданий был невысоким. Сегодня, тем не менее, многие люди рассматривают покупку в подобных зданиях квартир. Особенно это актуально для тех, кто ищет себе первую в своей жизни отдельную квартиру. Почему-то до сих пор бытует мнение, что с этими домами ничего не может случится, несмотря на их возраст. Сегодня мы постараемся показать, что стоит трижды подумать перед тем как сделать такую покупку. Даже на этапе строительства домов в то время были нередкими аварии, об одной из них сегодня и пойдет речь.
В 1962 году на улице Промышленной начинается возведение нового 5-этажного здания. Оно должно было стать одним из многочисленных общежитий. Проект здания был типовым, разработанным в Киеве и имел загадочный шифр 1-4452.5-3у. Привязку проекта на местности выполнил одесский филиал института Гипроград.
Подвал в здании изначально не предусматривался. Стены возводили частично из полнотелых кирпичей, частично из камня-ракушняка. Последний использовался преимущественно в наружных стенах на 4-м и 5-м этажах здания.
Работы были начаты 6 апреля 1962 года. Вели их рабочие строительно-монтажного управления №10 треста Одесжилстрой. Предназначалось общежитие для рабочих домостроительного комбината. В те годы (да и сейчас тоже) положено было соответствующим образом организовать строительство и документировать все процессы. Ни того, ни другого сделано не было. Мало того, рабочие применили свое «лайфхак»: ящик с раствором поднимал кран и подавал его прямо в оконный проем. Желание сэкономить силы и время вышло боком, и в августе 1962 произошло первое серьезное ЧП. Кран разрушил блок-перемычку, та обрушилась. В результате пострадал рабочий, на которого и упал блок. Но это были еще «цветочки».
Читайте также: Преимущества покупки квартиры в новостройке Одессы
Состоявшееся ЧП никого и ничему не научило. Стройка велась не только с многочисленными нарушениями техники безопасности и проектной документации, но и другими материалами. Вопреки всем наставлениям и правилам, многочисленные случаи использования «нештатных» материалов остались неизвестными инспекции и представителям технического надзора. Правда, те тоже были хороши – не остановили проведение работ, хотя без записи соответствующих контролеров в журналах их не имели права вести.
Блоки, которые предназначались для перемычек, были от зданий другого проекта. В итоге они не совпадали по размерам. Образовавшиеся пустоты между перемычкой и кирпичной кладкой заполнили… ничем. Это привело к тому, что площадь опор существенно сократилась, а нагрузка на детали конструкции дома сильно выросла. Промежутки между двумя соседними блоками здания вместо бетонирования заполняли обычными кирпичами, да и те укладывали без особого старания.
О кирпичах тоже стоит упомянуть. Для строительства использовались кирпичи 4 (!!!) различных марок. Далеко не всегда марка кирпича соответствовала нагрузкам. Кроме того, рабочие не слишком старались. Позднее комиссия оценит качество кладки как исключительно плохое. Толщина швов достигала 3 сантиметров, было очень много напусков и обрезов. Это привело в итоге к большому числу перегруженных узлов на стыках.
Отступления от проекта были не только в самом процессе работ и материалах, но и в цифрах. Разница по высотам была практически по всем точкам здания: в стенах, цоколях, подошва фундамента тоже была заложена на разных высотах. И это при том, что уровень горизонтального слоя будущего дома был выполнен ровно. В итоге перепад местами достигал 30 сантиметров!
Тем не менее, все вышеописанные проблемы никого не волновали. Работы шли своим чередом, проверяющие от разнообразных организаций на стройке почти не появлялись. Сказывалось, видимо, то что район был несколько отдаленным от центра, а объем строительства был серьезным. Кроме того, в теории нужно было все просто сделать по проекту, и здание построили бы в срок.
Читайте также: Территория выживания: прошлое, настоящее, будущее хрущевок и панельных домов в Одессе
Но по мере того, как строили верхние этажи, нагрузка на межоконные столбы первого этажа постепенно росла. В итоге 27 ноября 1962 года случилась авария. Столбы обрушились, и рухнула одна секция дома. Через несколько часов упала и вторая секция дома. Остальные остались на своих местах.
Первоначально присланная комиссия одесского совнархоза сочла, что всему виной неравномерная осадка фундамента. И лишь когда прислали комиссию из республиканских органов, проверяющие смогли выявить настоящую причину в виде грубых нарушений как проекта, так и самого проведения работ.
Здание в итоге все-таки достроили, его и сегодня можно увидеть на улице Патриотической. В нем до сих пор живут люди. А сколько еще таких зданий стоит по всей Одессе? Десять? Двадцать? Нет, намного больше. А ведь строились они все примерно в одно время, с использованием одних и тех же материалов, а зачастую одними и теми же людьми.
Кто даст гарантию, что все нынешние «хрущевки» и пятиэтажки простоят еще хотя бы десять лет? Необходима срочная программа анализа их состояния. Разумеется, на срочное расселение всех жильцов в городском бюджете Одессы денег нет. Но это необходимый и неизбежный процесс, ведь эти дома даже по проекту не были рассчитаны на столь длительную эксплуатацию. А если учесть, как они строились– то рухнуть любое из них может хоть завтра.