Одесский Пассаж это удивительное по своей красоте место, которое обязательно посещают одесситы, туристы и гости города. С каждым годом эта достопримечательность, с историей похожей на легенду, притягивает все больше и больше посетителей. Старинный памятник архитектуры расположен на переходе двух улиц: Дерибасовской и Преображенской.
История возникновения и открытия первого одесского универсального торгового павильона, довольно занимательная. За долгие годы она обросла мифами и анекдотическими сказками, но это только усилило интерес к Пассажу.
Федор Петрович Бениен выкупил у городских властей участок земли и построил для себя дом. Место для будущей постройки было выбрано не случайно, здесь по соседству находились дома и богатые особняки, построенными лучшими архитекторами, принадлежавшие важным персонам города.
Но государственный чиновник скончался и Михаил Антонович Крамарев за солидную сумму выкупил дом у доверенных лиц. В качестве доверителей выступали супруги дочерей покойного — два российских офицера Василий Соловкин и Петр Лишин.
Новый домовладелец был очень уважаемым человеком в городе. И, как истинный делец, сразу определил выгодность сделки. А теперь начинается удивительный сюжет, и такое могло случиться только в южной приморской Одессе.
По словам Александра Михайловича де Рибаса, описавшего эту историю в своем очерке, выходит, что многоуважаемый негоциант Крамарев оказался крепостным, сбежавшим от своего хозяина! И однажды был опознан крупным землевладельцем (то ли Шереметьев, то ли Бахметьев), приехавшим в город в Одессу по торговому делу.
Помещик требовал возвращения беглеца, но тут возник юридический казус. С одного бока Крамарев заслуженный горожанин, а с другого собственность землевладельца.
Окончание этой анекдотической истории выглядит еще комичней. Самодур-помещик поставил условие беглецу. Крамарев, одетый как лакей в простую крестьянскую одежду, должен был на запятках его кареты проехать по всем улицам города. Изобличенный в содеянном преступлении, одесский немолодой купец вынужден был согласиться. Но получив заветную «вольную грамоту», от такого бесчестия вскоре сильно захворал и скончался.
В доходном доме в разное время проживали портретисты Андрей и Александр Гинцы, Лев Пушкин, да и Н. В. Гоголь не раз бывал. Здесь в начале второй половины 19 века находилась аптека Карла Витберга. А затем владельцем дома стала генеральша Анна Синицына.
В доме помещались лавка овдовевшей мадам Вайнштейн, которая наживала капитал на торговле керосином, один из самых крупных магазинов мануфактуры, принадлежавший Пташникову, цветочный павильон Тейхмана и еще множество различных торговых заведений и даже танцклассы Адамовских.
В 1898 году дом генеральши Синицыной снова сменил владельца, на этот раз его купил хлеботорговец Моисей Менделевич. Вскоре на месте старого дома вырос целый торговый комплекс, который обессмертил имя создателя. Одесситы так и называли строение «Пассаж Менделевича».
В начале двадцатого века в «Пассаже» располагались различные магазины, учреждения, множество лавок. Ювелирный магазин Исаака Кохрихта славился по всей Таврической губернии, а за косметическими кремами в салонгосподина Кацмана дамы становились в очередь. Заграничные галантерейные товары от шляпок и иголок до дорогих шелковых материй предлагал Гальперин.
В 1901 году второй этаж был отведен под редакцию газеты «Одесские новости». И вездесущие газетчики от такого соседства только выиграли, ведь именно здесь, в бесконечных очередях, можно было услышать самые свежие провинциальные новости и городские сплетни.
К началу Первой Мировой Войны дом Менделевича, украшенный скульптурами древнеримских богов Меркурия и Фортуны, мог соперничать с лучшими европейскими гостиницами, а в Российской империи не уступал петербургской фешенебельной «Астории».
По Одессе еще долго ходили слухи, похожие на легенду. Однажды Менделевич, читая купленную свежую прессу, узнал что немецкой подводной лодкой было потоплено судно следовавшее в Америку, трюмы которого были забиты его товарами, стоивших баснословных денег. От этого известия у негоцианта случился сердечный приступ и Моисея Яковлевича не стало.
Пассаж был оборудован самыми передовыми на то время новшествами — электрическим освещением, подаваемое собственной электростанцией, паровое отопление, согревающее более ста номеров с телефонной связью, лифт. Пассаж удивлял, привлекал, манил не только покупателей и клиентов ресторана, но и зевак, которые приходили любоваться его богатством и красотой.
При советской власти, в благодатное для торговцев время НЭПа, Пассаж так и оставался самым посещаемым торговым центром Одессы. Все также работали гостиница, ателье, магазины, прилавки и полки которых ломились от товаров. Также тут размещались советские учреждения.
В оккупированной румынами Одессе Пассаж продолжал успешно функционировать. В послевоенные годы, а затем, во времена больших перемен, да и сегодня Пассаж остается культовым сооружением, не подвластным времени— любимым одесситами торговым центром. Он был и остается величественным памятником исторического прошлого, культурного наследия Одессы, ибо красота вечна!