Пожалуй, еще никогда Одесса так стремительно не теряла свою аутентичность, как за последние 5-6 лет. Здание за зданием уничтожаются памятники архитектуры, долгое время служившие украшением нашего города. Особенно ужасным в этом плане стал 2016 год, когда сносили остатки дореволюционных дач.
20 июля 2016 года рухнул знаменитый Масонский дом — бывшее здание Русского технического общества, спроектированное легендарным архитектором Александром Бернардацци. За год до этого дом был выкуплен за 1,6 млн гривен на аукционе компанией Арт Билдинг Групп, которую связывают с одесским застройщиком и предпринимателем Русланом Тарпаном. Компания обязалась восстановить памятник архитектуры, но к работам так и не приступила, не сумев согласовать договор с управлением охраны культурного наследия Облсовета.
Масонский дом, уже на тот момент, больше напоминал руины и служил пристанищем для лиц без определенного места жительства. В ходе аукциона был внесен необходимый гарантийный взнос. Однако компании-победителю не дали вступить в права собственности. В день подписания договора тогдашний начальник областного управления охраны памятников без объяснения причин отказался от подписания договора.
Не сумев найти общий язык, застройщики и Облсовет потеряли интерес к зданию. Через год оно окончательно рухнуло и восстановлению больше не подлежит. По одной из версий, причиной обрушения послужили бомжи, разбиравшие стены на стройматериалы.
2016 год ознаменовался еще одной архитектурной трагедией — в октябре был уничтожен дореволюционный особняк на Люстдорфской дороге — дача Тиля. Здание числилось в реестре недвижимых памятников культурного наследия, но непостижимым образом внезапно пропало из списка. Снесла особняк строительная компания «Будова» ради строительства двух 25-этажных высоток. Просьбы урабнистов и общественников о сохранении памятника, не стали слушать ни представители застройщика, ни депутаты.
Еще раз напомним, что 2016 год стал решающим в массовом уничтожении аутентичной архитектуры Одессы. Мы уже писали, что именно в этом году предприняли еще одна попытку расширить Французский бульвар в связи с наметившимся уплотнением новостроек в Аркадии, где в конце октября снесли последнюю из знаменитых аркадийских дач — особняк Докса. Долго простоявшая в заброшенном состоянии, дача в 2015 была выведена из статуса памятника архитектуры и отдана строительной компании «Гефест» под застройку высотками. Застройщик проигнорировал общественное давление, запрет главы Облсовета и сравнял здание с землей. Все что осталось — оцифрованная 3D-модель развалин.
Но не все уничтожают застройщики. Некоторые памятники рушатся из-за отсутствия надлежащего ухода. Как, например, произошло с уникальным бельгийским трамвайным павильоном начала 20-го века в Хаджибеевском переулке. В мая 2018 года потрясающее строение разрушилось. Ровно за год до этого, координационный комитет внес несколько подобных трамвайных павильонов в реестр исторического наследия.
Всего в нескольких десятках километров от Одессы, в селе Васильевка, расположено уникальное здание — усадьба Василия Дубецкого, которую строили с 1830 по 1845 годы. Считается что архитектором мог был сам Франц Боффо — великий итальянский архитектор, построивший в Одессе целый ряд красивейших зданий, в том числе спроектировавший символ города — Потемкинскую лестницу. Славу особняку принес сын одного из следующих владельцев — Сергей Панкеев, который вошел в историю, как один важнейших пациентов Зигмунда Фрейда. Мальчика с детства мучили кошмары о волках. Ему казалось, что волки сидят на ветках дерева за окном и наблюдают за ним. К Панкееву быстро прилипло прозвище человек-волк, а усадьбу никто иначе как Волчьим логовом и не звал. Сейчас на месте здания руины и восстанавливать такой значимый объект для одесской культуры и истории никто не намерен.
Читайте также: Оцифровать и сохранить: 4 одесских проекта, которые пытаются сберечь наследие
Еще одно уникальное здание для Одессы, построенное в стиле североевропейского ренессанса — Большой паровозный цех (Цех малых серий), долгое время бывшее частью Завода январского восстания (позже «Краяна»). Подобные строения в Европе, после того, как отслужат свою промышленную роль, немедленно становятся частью городского пространства с галереями, музеями, садами. В Одессе их ждет другая судьба. В 2013 году после пожара была уничтожена крыша. В 2015 срезаны металлические фермы. Сейчас паровозный цех доживает свои последние дни. Но даже разруха не может скрыть невероятную красоту и мощь этого здания.
И снова 2016 — поистине роковой год для Одессы. Демонтаж Ротонды. Одно из наиболее узнаваемых сооружений Аркадии, в которой происходили съемки «Золотого теленка», «Приморского бульвара» и «Дежа вю» было снесено под предлогом реконструкции для открытия ресторана. Однако владелец забыл указать в декларации, что под реконструкцией он подразумевает и полное изменение геометрической формы. Попав под пристальное внимание прокуратуры и общественников, застройщик пропал, а недостроенный ресторан так и стоит, как монумент на могиле исторического и культурного наследия Одессы.
Читайте также: 4 одесские IT-компании, которые знает весь мир
Дворик дворца моряков — знаковое место для Одессы и одесситов. Само здание было построено в 1830 году архитектором Францем Боффо. В советское время к дворцу на Приморском бульваре пристроили две башенки, а во дворике сделали открытую киноплощадку. Долгое время дворик был популярным местом для горожан и туристов. Здесь проходили концерты, кинопоказы. Здесь бывал Виктор Цой. В 2017 году памятник архитектуры решено было отдать под снос ради строительства семиэтажного отеля международного класса.
Я бы Тоорана своими руками если не удалила, то хотя бы избила