Почему туристы, приезжающие в Одессу, часто готовы обменять отдых у моря на экскурсию в обветшалые, обшарпанные дворики на Молдаванке? Что привлекает их в этом, в общем-то, не презентабельном районе? Почему не в историческом центре с красивыми (хоть частично и находящимися в ремонте) зданиями, дворцами и бульварами ищут приезжие настоящую Одессу?
Одесса с ее неповторимым акцентом, тонким юмором, собственным пониманием порядочности, находчивостью и мудростью, общинностью и взаимовыручкой широко представлена в фильмах, книгах и песнях. Начиная с Исаака Бабеля и заканчивая Мишей Жванецким, Дух Молдаванки раскрывался перед миром, формируя представление о городе в целом, его удивительных обитателях. Поэтому говорят, что на Молдаванке больше Одессы, чем в самой Одессе.
Имидж ничто – провозглашает известная реклама. Но задолго до ее появления, жители Молдаванки для себя уже сформировали это правило. Неважно кем тебя почитают другие, неважно, что думает власть и закон, неважно сколько денег. Важно — какой ты человек. Одинаково теплое отношение в этом районе встречали учителя, врачи, биндюжники и портные, лавочники и воры. Главное, не чем ты зарабатываешь на жизнь, а какой ты человек. Жестокий или справедливый, ценящий человеческую жизнь, пустослов или держишь слово? И по мысли обитателей района даже убийца может быть порядочным, а может и не быть.
По архивным планам 1814 года Молдаванка представляла собой село с двумя десятками домов, которое за 5 лет превратилось в крупное предместье, а в следующее десятилетие примкнуло к городу, начав расширяться к западу и югу. Изначально, в селе жили переселенцы из-за Днестра: молдаване и волохи. Оттуда и пошло название.
В связи с бурным ростом Одессы, после ее освобождение от пошлин за торговлю с иностранцами в 1817 году, население Молдаванки стремительно увеличивается за счет стекающих к порту работников. Жить в черте города было дороговато, поэтому бедный люд селился в предместье. Именно на этом этапе формируется полиэтнический состав обитателей, в отличие от города, где планировалось компактное расселение представителей разных национальностей. Из смеси культур, традиций и религий, рождался неповторимый дух Молдаванки.
Уменьшались участки под дома, сами дома дополнялись флигелями, пристройками, балкончиками и лесенками. Так рождались дворики – центры общественной и личной жизни многонационального населения района.
Так как жилые комнаты были небольшими, с малым количеством окон, то большую часть свободного времени жители проводили во внутреннем дворе. В нем стояли столы, стулья, могли быть устроены лежанки, находились всевозможные домашние инструменты. Несколько поколений обитателей этого своеобразного «улья» занимались своими делами, в процессе происходил взаимный обмен проблемами, советами, рецептами. Воспитывали детей тоже совместно, раздавая пирожки и оплеухи равно, не разбираясь где свой, а где чужой. Вместе радовались, плакали и смеялись. В трудных условиях жизни рождался юмор, потому что без него жить было бы вообще невозможно.
В век индивидуализма, где-то внутри, все мы скучаем по такой общинности. Конечно, не хотим вернуться в маленькие неудобные комнаты, выстраиваем высокие заборы от соседей, но тоскуем… Загадка человеческой души.
Хулиганы, воры и криминальные авторитеты Молдаванки, оценивались местными жителями исходя из личностных качеств последних. И если они обладали известной изворотливостью на грани искусства, имели собственный кодекс чести и были верны своему слову, то народная молва наделяла бандитские элементы качествами Робин Гудов, которые за народ.
Самым известным таким героем является Моисей Винницкий, по прозвищу Японец. В трудное время революционных потрясений он сумел на несколько лет взять под свой контроль большую часть Одессы и установить порядок, который не зависел от смены политической власти. Именно этот оплот стабильности и защиты местных обывателей был оценен жителями. За это простили ему вымогательство и грабежи, забыли убийство и расправы. Зато Миша был заинтересован в бедных жителях района, они могли рассчитывать на его помощь. Звезда Миши Япончика была недолгой, всего несколько лет светила на небосклоне, но память о нем уже на протяжении более ста лет передается в легендах и байках.
Из современных Робин Гудов Молдаванки нельзя не упомянуть Виктора Куливара, которого все знали как Карабаса. В 90-х он был главным авторитетом Одессы. И опять же на контрасте с беспределом властей, слабостью милиции и отсутствием стабильности, жители Одессы ценили в Карабасе воровскую принципиальность, близость к народу, своеобразный кодекс чести. Убийство Виктора Куливара стало трагедией для жителей Молдаванки, многие до сих пор вспоминают его только добрым словом.
Совет из известного мультфильма о способах обогащения всерьез воспринят многими жителями Одессы. На Молдаванке успешно действует крупнейший рынок старья, антиквариата и того самого ненужного, или же наоборот, очень нужного. В выходные дни прямо на улицу выносят всякую дребедень в надежде продать. И что удивительно, покупатели находятся. Потому что найти можно все, что угодно.
На товарах, расположенным прямо на земле, можно изучать историю последних ста лет. Если постараться, то можно найти и более ранние экземпляры. Например, один продавец приносит сюда вещи, найденные им в катакомбах. Продают много книг, среди них встречаются довольно редкие, специфические. В качестве покупателей выступают туристы, коллекционеры, горожане.
Контрастность – это естественное состояние бурно развивающихся городов. За 230 лет население Одессы выросло с нескольких тысяч человек до одного миллиона. Увеличилась и территория города, который разрастался в степь и по линии моря, поглощая соседние села и хутора. Так в составе городской черты оказался район Молдаванка. Посмотрев на современную карту города в гугле, мы увидим, что Молдаванка на данный момент соседствует с историческим центром Одессы и никак не может назваться окраиной.
Сейчас среди жителей города идут споры о будущем Молдаванки. Одни желают сохранить историческую ее часть как музей под открытым небом, как душу Одессы. Другие считают, что удержать прошлое невозможно. В век технического прогресса нельзя терпеть в центре города полуразвалившиеся дома, в которых, к тому же, живут люди. Все опасаются того, как бы с исчезновением Молдаванки не ушел и дух Одессы.